Штрафы, налагаемые на дорожников, не спасут жизнь водителей и пешеходов

Для власть имущих дебаты о выбоинах и рытвинах дорожного полотна не более, чем модный тренд. Ну и конечно, хороший способ «пропиариться», если удалось сочинить очередную законодательную инициативу.

Один из последних хитов – ужесточение наказания за ДТП, произошедшие по причине плохого состояния дорожного полотна. Сумму штрафов предлагается увеличить в 10 раз. Казалось бы, отличная новость. Ибо санкция в полмиллиона рублей заставит серьёзно задуматься ответственных лиц о том, чтобы на дорогах вовремя «латались» ямы и колдобины, устанавливались ограждения, а на обочинах не валялись поваленные дорожные знаки. Но, увы, в реальности ситуация не выглядит столь оптимистичной. По крайней мере автомобилисты и общественники Москвы и Подмосковья не верят в политику кнута и штрафа.

Платить, нельзя помиловать?

Сложно себе представить, чтобы социальные интересы простых граждан вдруг стали совпадать со стратегическими целями властей. Но всё когда-нибудь бывает впервые. Может быть, очередные дорожные ужесточения принесут пользу всем сторонам? Попробуем разобраться.

Ужасное состояние внутриквартальных и дворовых дорог – отличительная черта Подмосковья. Фото этого дворика сделано в начале августа 2016 г. в Черноголовке (фото: Мадина Ярашева).

В середине июня нынешнего, 2016-го года Комитет Госдумы РФ по конституционному законодательству рекомендовал Думе принять в первом чтении правительственный законопроект, ужесточающий наказания для дорожников. Для должностных лиц за несоблюдение требований безопасности предлагается увеличить сумму штрафа до 20-30 тысяч рублей. Если же вследствие повреждения дорожного полотна произошло ДТП с пострадавшими, то ответственная компания заплатит сумму в 400-500 тысяч рублей.

По ныне действующим правилам подрядчика, который обслуживает дорогу и игнорирует требование ГИБДД залатать яму или восстановить повреждение полотна, можно оштрафовать на мизерную сумму: штраф от 2 тысяч рублей предусмотрен для должностных лиц и до 20 тысяч – для юридических. При этом используется общая формулировка ст.19.5 КоАП РФ «невыполнение в срок законного предписания» органа или должностного лица, осуществляющего госконтроль».

Сегодня основная проблема не в мизерных штрафных санкциях, а в том, что невозможно доказать виновность тех, кто отвечает за дороги

Разработчики нового законопроекта – МВД РФ – выдали новую инициативу не ради развлечения и даже (можно предположить) не с целью пополнения бюджета. Введение жёстких штрафов за некачественный ремонт было предусмотрено планом по борьбе с аварийностью на дорогах, который премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в августе 2015 года. Также проблема плохих дорог поднималась на последней «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным.

Нет сомнения, что разработчики нового законопроекта идут верным путём. Дело за малым: придумать, как взыскать эти солидные штрафы с виновников. Эксперты в один голос утверждают, что в реальности доказать связь между бездействием подрядчика и произошедшим ДТП крайне сложно.

Сергей Канаев, руководитель «Федерации автовладельцев России».

– С чисто профилактической точки зрения, увеличение суммы штрафов может немного улучшить существующую ситуацию, но саму систему этим не изменить, – считает Сергей Канаев, руководитель «Федерации автовладельцев России». – Поскольку сегодня основная проблема не в мизерных штрафных санкциях, а в том, что невозможно доказать виновность тех, кто отвечает за дороги. Одни строят, другие обслуживают, но, когда в конечном итоге их привлекают к суду, все эти организации почему-то находят какую-нибудь отговорку и утверждают, что не они отвечают за неровное покрытие, провалившийся асфальт, ямы и проч. Их очень тяжело привлечь к ответственности – в этом основная проблема.

Как объясняют эксперты, теоретически можно попытаться провести экспертизу и установить причинно-следственную связь между выбоиной в дорожном покрытии и ДТП. Но методик для проведения подобных исследований нет. Судам гораздо проще свалить ответственность на водителя, чем выяснять, кто обслуживал дорогу и вовремя не залатал рытвину. При этом судьи пользуются одним из самых неоднозначных в ПДД пунктов – 10.1. В нём указано, что водитель должен выбирать скорость движения, учитывая дорожные и метеорологические условия, а при возникновении опасности для движения принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Коварство пункта 10.1 ПДД заключается в том, что подобное нарушение можно приписать любому автовладельцу. Попал колесом в яму на дороге или в открытый колодец, значит, ехал со скоростью, которая не позволяла постоянно контролировать движение. Не принял меры к экстренной остановке, и произошло ДТП? Значит, гнал слишком быстро.

– То, что происходит у нас на дорогах, я называю «презумпция ненаказуемости», – комментирует ситуацию Александр Курышкин, руководитель Московского областного отделения Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов». – Жителю Подмосковья нелегко выяснить, кто отвечает за состояние той или иной дороги: «Росавтодор», «Мосавтодор», администрация городского округа или сельского поселения. Вот и сваливают ответственность друг на друга, вместо того чтобы честно сказать: «Это моя дорога, и я за неё отвечаю». Сегодня создано немало интернет-порталов, на которых можно разместить фото выбоин на дорогах, пожаловаться на нарушение при ремонте автотрассы и проч. Но попробуйте узнать, кому принадлежит интересующая вас дорога – ответа вы не получите. Поэтому о каком повышении штрафов можно вести речь?

Порвать пешехода

Впрочем пешеходам, благодаря дорожной политике подмосковных властей, также приходится нелегко. В 2015 году, если верить данным министерства транспорта региона, число ДТП В Подмосковье уменьшилось, но одним из основных видов происшествий по-прежнему остаётся наезд на пешеходов.

Александр Курышкин, руководитель Московского областного отделения Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов».

Александр Курышкин напоминает о том, что участник дорожного движения – это не только водитель, но и пассажир транспортного средства, а также пешеход. И рассказывает о том, что в последние годы дороги Подмосковья стали более опасными.

–Отмечается устойчивая тенденция к ликвидации дорожных пробок. Причём, любой ценой, – отмечает Александр Павлович. – В Подмосковье убираются пешеходные переходы, снимаются ограждения, после зимы так называемых «лежащих полицейских» словно смывает талым снегом, часто не работают светофоры. Пешеходов сбивают, дети гибнут под колёсами. Но ведь именно организация дорожного движения в первую очередь влияет на безопасность. Я согласен с тем, что качество дорожного покрытия может спровоцировать ДТП: там выбоина, здесь – провал в асфальте. Но в этом случае всё должно решаться просто: есть ГОСТ, и если он не выполняется, меняйте подрядчика или снимайте начальника управления дорожного хозяйства. Однако вносить изменения на уже спроектированной дороге в угоду избавления от «пробок» – это за пределами добра и зла. Ведь жизнь пешехода важнее, чем заторы на трассе.

ПоГОСТили и хватит…

К слову, согласно официальным данным, ГОСТу соответствует не более 60% федеральных трасс. На всех остальных автолюбители уродуют свои машины. В самом же ГОСТе, принятом в 1994 году, чётко прописываются требования, которые предъявляются к состоянию проезжей части: «дорожное покрытие не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью». А на ликвидацию повреждений дорожного полотна документом отводится от 5 до 10 суток.

Допустимые ГОСТОм размеры дорожной ямы – не более 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину

Интересно, что ГОСТ 50597-93 расписывает даже размеры выбоин на дорогах! Яма не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. Всё остальное должно быть отмечено соответствующими дорожными знаками или заграждениями с сигнальными огнями. Если водитель пострадал, он вправе потребовать от сотрудников ГИБДД привлечь работников дорожной службы к ответственности или самостоятельно обратиться в прокуратуру или суд. Но чаще всего подмосковные автомобилисты не связываются с дорожниками – время и нервы гораздо дороже нового колеса.

Более того, всё чаще выбоины и рытвины на дорогах чинят… сами автолюбители!

Прошлым летом, как стало известно из сообщения Пушкинского информационного агентства, жители города Пушкино Московской области из микрорайона Звягино взялись за ремонт улиц своего микрорайона. Горожане самостоятельно организовали сбор средств, нашли подрядчика на выполнение работ и засыпали ямы на улице Первомайской асфальтной крошкой.

Власти города сначала удивились, узнав об активных гражданах, поскольку в этом микрорайоне уже проводились ямочные ремонты городским подрядчиком. Мол, откуда снова рытвинам взяться? Зато потом Елена Караваева, начальник территориального отдела «Клязьма», сообщила, что она приятно удивлена такой инициативой горожан.

Кстати, случай в Пушкино не первый в Подмосковье. Жители микрорайона Южный в соседней с Пушкино Ивантеевке несколько лет самостоятельно, на собственные деньги, прокладывали дорогу от Щёлковского переезда до микрорайона, поскольку в Южный с трудом добирались «скорая», пожарные машины, а таксисты вообще отказывались ехать.

В Пушкино и Ивантеевке жители уже начали за свой счёт ремонтировать дороги…

Да и внутри микрорайона также «стелили» дорогу своими силами. Правда, качество напрямую зависело от достатка проживающих в коттеджном поселке: кому-то удалось положить асфальт, кто-то засыпал участок дороги битым кирпичом, а кто-то просто присыпал ямы и утрамбовывал насыпанное колесами. Обращения к местному руководству результатов не принесли.

Стоит ли говорить, что пройдёт ещё немного времени и чиновники будут «приятно удивлены», если горожане начнут сами очищать «ливнёвки», подметать дворы, тушить пожары, патрулировать улицы, копить на собственную пенсию…

Скажете, так не бывает? Но ведь расходы на капитальный ремонт государство сумело ловко перекинуть на плечи собственников квартир. Почему бы теперь и ремонт дорог не внести в «платёжки»?

Ирина АЛЕКСЕЕВА

КСТАТИ

6 июля 2016 года коллегия Министерства транспорта РФ подвела итоги технического обследования дорог страны. С основным докладом по данному вопросу выступил первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих.

Из его доклада следовало, что в настоящее время автомобильные перевозки в России занимают лидирующую позицию по объёму перевозимых грузов – почти 70% от всех перевозок.

Планируемый прирост дорог высших технических категорий в рамках реализации госпрограмм за период 2015-2020 годов должен составить около 1 800 км. Несмотря на сопоставимый с мировыми лидерами уровень возрастающей автомобилизации нашей страны с начала 90-х годов, Россия не получила сопоставимого прироста дорожной инфраструктуры как по плотности, так и по протяжённости.

Евгений Дитрих особо отметил, что на сегодняшний день из более чем 50 000 км федеральных трасс только 10% по своим техническим характеристикам могли бы обеспечить перевозку, соответствующую современным стандартам по скорости, безопасности и качеству.

Коллегия Министерства транспорта РФ, крайний справа – Евгений Дитрих (фото: пресс-служба Министерства транспорта РФ).

Комментируя прозвучавшие в докладе Евгения Дитриха цифры, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция «Единая Россия») Вячеслав Лысаков выразил удивление приведёнными представителем Минтранса цифрами: по данным самого Лысакова нормативам соответствуют 38% федеральных трасс России.

При этом, по данным Лысакова, в 2015 году федеральное дорожное агентство «Росавтодор» не справилось с освоением бюджетных средств. Строительные объёмы были значительно скромнее тех планов, которые были обозначены в бюджете. «В этом деле не хватает персональной ответственности вице-премьера, курирующего эту отрасль, министра транспорта и дальше по цепочке», – заметил Вячеслав Лысаков.

Всего в России, согласно данным Росавтодора, 1 396 000 км дорог, из них 984 тысячи – с твёрдым покрытием. 50,8 тысячи километров дорог являются трассами федерального значения. Для сравнения: в США, при площади страны почти в 2 раза меньшей, чем в России, общий километраж всех дорог составляет 6 586 610 км.

Опубликовано в «Московской областной газете», № 16 от 06.09.2016 г.


Просмотров страницы: 116