Последние дни Успенского поста руководители-единороссы Пушкинского района решили отметить песнями, плясками и фейерверком

Мероприятия, посвящённые Дню города, начнутся в пятницу, 26 августа, а их апофеоз – с карнавалом, выступлениями музыкальных коллективов, карнавальным шествием и традиционным фейерверком – придётся на вечер субботы, 27 августа. Между тем не является секретом то обстоятельство, что в эти же самые дни завершается один из самых строгих православных постов – Успенский, его окончание приходится на 28 августа, когда отмечается великий день Успения Пресвятой Богородицы. Любой православный пост, как известно, предполагает воздержание не только телесное, но и духовное, и в такие моменты нужно стараться не предаваться шумным развлечениям. А тут вдруг – День города.

Мы обратились к нескольким священнослужителям с просьбой прокомментировать это странное «совмещение» двух праздников. Служители церкви, однако, проявили изрядную дипломатичность, заметив, что было бы не совсем корректно с их стороны комментировать действия светских властей. И тогда мы обратились к известному в Пушкинском районе предпринимателю, политику, члену Совета Московского отделения Императорского Православного Палестинского общества Сергею Забурниягину.

Сергей Забурниягин.

– Я сразу хотел бы отметить, – начал разговор Сергей Викторович, – что мне тоже поначалу не очень хотелось комментировать странное совмещение двух этих событий, но, с другой стороны, и промолчать было бы нелогично. Я о празднике узнал буквально на днях, когда мне позвонил один мой знакомый и пригласил на День города. Услышав дату проведения праздничных мероприятий, я сначала очень сильно удивился, а потом сильно огорчился, потому что Успенский пост по своей строгости следует сразу за Великим постом, а 27 августа – это предпоследний день поста, когда выносится плащаница Пресвятой Богородицы. И на такой момент назначать какие-то масштабные празднества то, как минимум, неразумно, а вообще это даже кощунственно.

Сергей Викторович, но ведь Успенский пост проходит всегда в одни и те же дни, разве руководство города и Пушкинского района этого не знало?

– В том-то и дело, что Успенский пост – событие непереходящее, он проходит ежегодно с 14 по 28 августа. Почему наши руководители решили провести День города именно в дни поста? Думаю, связано это с низким уровнем профессиональной культуры современных пушкинских чиновников. Только этим я могу объяснить такое странное совпадение. Это просто удивительно!

Но, быть может, празднование Дня города нельзя было перенести?

– Такое объяснение тоже не подходит, потому что статус города Пушкино, как известно, получил в 1925 году 17 августа, но не 27-го. Кроме того, опыт многих других городов показывает, что День города не обязательно проводить буквально, день в день его основания. Зачастую мероприятие проводится в первой половине сентября, когда народ возвращается из отпусков, у молодёжи заканчиваются каникулы, и нет никаких религиозных праздников или постов.

А почему вы считаете, что празднование Дня города в дни Успенского поста выглядит мероприятием в чём-то кощунственным?

– Если говорить образно, то представим себе такую картину: вы живёте в коммунальной квартире, а у вашего соседа (которого вы можете любить или не любить) случается смерть близкого человека. Зная, что у соседа будут проводиться похороны и поминальные мероприятия, вы, безусловно, определённым образом скорректируете свою жизнь, свои планы на эти дни и уж точно не будете проводить шумных вечеринок.

Так же и здесь. Могу сказать, что я испытал большое огорчение за наш город, потому что в то время, когда вся Святая Русь (как мы привыкли её называть) будет участвовать в вечернем богослужении и молиться, у нас, в Пушкино, пройдёт, мягко говоря, абсолютно противоположное действо. Ведь понятно же, что празднование Дня города подразумевает употребление и алкоголя, и мяса, словом, это веселье, праздник. Но фон, на котором будет отмечаться День города (последние дни Успенского поста), позволяет говорить, что это будет не веселье, а скорее беснование. Сознавать это грустно, и лично я точно не буду принимать участия в праздновании Дня города, потому что для меня это нечто недопустимое.

А ведь есть люди подневольные, которые по долгу службы будут участвовать в этом празднике, организовывать его. Как быть им?

– Сложный вопрос. Задача наша, людей верующих, – молиться за тех, кто в силу тех или иных обстоятельств оказался в этот день не в Храме, не провёл этот день в молитвах.

Понятно, что Церковь в современной России отделена от государства. Тем не менее практика постсоветского периода такова, что некие чисто светские массовые праздничные мероприятия
здравомыслящие чиновники всегда стараются проводить так, чтобы учесть чувства верующих (причём верующих различных конфессий). Сергей Викторович, а как, с вашей точки зрения, можно было бы разумно совместить и окончание Успенского поста, и празднование Дня города?

– Ну, во-первых, празднования Дня города спокойно можно было перенести, скажем, на неделю, и не было бы никаких проблем. Более того, тогда в празднике поучаствовали бы и люди верующие. Чтобы не получилось, что бабушка или мама пошли на вечернее богослужение, а дочка или внучка побежала скакать и прыгать на праздничной дискотеке.

Что делать сейчас, когда механизм проведения праздника уже запущен? Если его всё-таки можно перенести на неделю, лучше это сделать. Если же перенос невозможен, то по крайней мере как-то скорректировать мероприятия, которые будут проводиться в рамках Дня города, потому что я знаю, что намечается проведение каких-то достаточно странных, с точки зрения православия, конкурсов.

Вы имеете в виду объявления о проведении соревнований по бросанию красками?

– Да, потому что это вообще-то индуистская традиция, которая имеет достаточно длительную историю, а самое главное, глубокий религиозный смысл в индуизме. И прежде чем устраивать такой конкурс, нужно, как минимум, понимать его происхождение.

Есть такое образное сравнение, что наша жизнь – это взаимодействие с миром ангелов и миром бесов. А сейчас получается, что, когда все ангелы и наши ангелы-хранители будут в храмах, на площадках, отведённых под мероприятия в рамках Дня города, станут царствовать бесы.
Сложно представить себе, чтобы в один из главных мусульманских праздников – Рамазан – светские власти мусульманских стран (или даже российских регионов, где проживает значительное число мусульман) провели бы какие-то увеселительные мероприятия. В этом смысле грустно осознавать, что мы, христиане, очень сильно уступаем нашим братьям – мусульманам.

Сергей Викторович, а вот если так рассуждать: всё-таки День города – светский праздник, а те, кто хочет, пусть идут в храмы и отмечают свой праздник. В чём проблема-то?

– Знаете, я в своей жизни ещё не встречал человека, который не хотел бы, чтобы мы жили хорошо, в добре, мире, благополучии. Кто-то уповает на помощь губернатора, президента, кто-то – на помощь Провидения, но при этом почему-то совершенно игнорируется чисто православный, религиозный аспект. Почему обращаться со своей проблемой к президенту России – нормально, а обратиться к Пресвятой Богородице – вроде как глупо? Рассчитывать на то, что у нас в Пушкино всё
будет хорошо, в то время как мы вот в таком негативном плане выделяемся на фоне всей остальной России, знаете, у меня на этот счёт есть очень большие сомнения.

Я не богослов, не имею религиозного образования, я руководствуюсь своим жизненным опытом. И я понимаю, что за всё нужно платить. Но какова будет плата? И кто будет расплачиваться? Я вот слышал, что День города будет своего рода площадкой для выборов, и я думаю о тех кандидатах, которые планируют поучаствовать в этом празднике. А ведь для них это тоже минус, им тоже придётся платить!

Если мы обратимся к опыту Святых Отцов, что они говорят? Что Россия лишь тогда выходила из периодов кризисов и тяжёлых испытаний, когда она обращалась к Богу. А у нас получается, что мы видим движение от Бога, которое ни к чему хорошему нас не приведёт…

Беседовал Игорь ОСОВИН

Каждый из нас, если возьмётся за себя, прибегнет к покаянию, встанет на колени, пусть без Служебника, без Молитвенника, а просто поднимет свои руки как Матерь Божия и скажет: «Господи, прости меня, Господи, помилуй меня, помоги мне!» – но скажет это от всего сердца. Вот с этого момента начнётся возрождение.

Это каждый должен сделать, лично, ибо каждый человек есть частица Святой Руси, живая частица. Ведь мы люди, а не предметы. И каждый из нас отвечает за это, и каждый способен повернуть историю Руси к Богу, если он возьмётся за себя.

По слову Преподобного Серафима – спаси себя и тысячи подле тебя спасутся. Это и есть идеал Русской Души. Это наша Икона. И мы должны восстановить в себе этот духовный идеал Святой Руси – и тогда весь мир испытает благодатные последствия этого преображения.



Митрополит Виталий (Устинов), первоиерарх Русской Православной Церкви за границей

Опубликовано в «Московской областной газете», № 14 от 23.08.2016 г.


Просмотров страницы: 324