Моральный утиль спешат сбагрить до сентябрьских выборов?

Известие о том, что на программу модернизации коммунальной инфраструктуры подмосковных военных городков в 2016 году будет выделено более 3,5 млрд. рублей, заставило отчаявшихся жителей в надежде приподнять голову: неужели скоро светлое будущее?

Оживились и жители Софрино-1 Пушкинского района, с трудом перезимовавшие минувший холодный сезон.

Есть ли здесь повод для особой радости? Давайте, как мы обещали в прошлом номере «Московской областной газеты», проанализируем ситуацию вместе.

Официальная информация

На территории Московской области расположено 296 военных городков, из них 174 уже переданы муниципалитетам (принято на настоящий момент 168). Коммунальное хозяйство на их территории находится в крайне запущенном состоянии, поскольку на протяжении десятилетий никаких капитальных работ не производилось.

Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по передаче высвобождаемого имущества между Правительством Московской области и Минобороны России было подписано в апреле 2013 года. Принятые военные городки, имеющие жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры, были включены в региональную государственную программу «Развитие ЖКХ на 2014-2018 годы». В планах на 2016 год – завершение необходимых работ по восстановлению инфраструктуры военных городков в Софрино и Монино.

так выглядела старая котельная Софрино-1 прошлым летом. Но что станет с котельной новой?

Так выглядела старая котельная Софрино-1 прошлым летом. Но что станет с котельной новой?

так выглядела старая котельная Софрино-1 прошлым летом. Но что станет с котельной новой?

На что потратят деньги?

«Жители должны чётко понимать, когда и какие перемены их ждут», – заявил на одном из рабочих совещаний с руководящим составом Правительства области губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв. Однако далеко не всем понятна суть этих перемен.

Итак, на военный городок Софрино-1, как пояснили сведущие люди из числа депутатского корпуса г. п. Софрино, выделяется чуть более миллиарда рублей. Но этих денег, увы, не хватит для решения всех накопившихся за долгие годы проблем.

Первые объекты модернизации – многострадальная котельная, где работы с переменным успехом ведутся с 2015 года, и инженерные сети, тепловые, водопроводные и канализационные, которые требуют замены. Эти работы администрация городского поселения Софрино, в чьё ведение перешёл городок со всем своим изношенным имуществом, обещает завершить к началу отопительного сезона.

Однако времени на реализацию проекта осталось немного. Именно это беспокоит жителей: буквально недавно в спешке проводился ремонт кровли на некоторых домах, не принесший практически никаких улучшений. Это вызвало новую волну недовольства среди жителей. Не получится ли так, что и остальные работы будут проведены лишь на бумаге?

Котёл котлу рознь

Работы по капитальному ремонту котельной в городке уже начались, но никаких заметных изменений не принесли. Согласно первому заключённому контракту на сумму 14 млн. рублей новый котёл привезён и смонтирован. Но в работу он ещё не запущен. Хотя контракт по выполнению обязательств (установка и пуско-наладочные работы) официально числится закрытым 31 декабря 2015 года.

За прошедшие десятки лет оборудование активно используемой котельной морально устарело. И теперь складывается парадоксальная ситуация: физически изношенное и морально устаревшее оборудование будет заменяться на «новое», но технологически всё равно уже устаревшее. Всё это делается на основании дефектной ведомости, составленной по существующим недостаткам, которые требуется устранить.

Второй контракт на реализацию денежных средств порядка 74 млн. рублей составлен на основе технического задания, «выработанного» также по дефектной ведомости. То есть была проведена опись имущества, определена степень изношенности и обозначены требования по замене оборудования.

Как правило, обывателя интересует лишь один вопрос: будет ли котельная работать в должном режиме, обеспечивая отоплением и горячей водой весь городок: жилые многоквартирные дома, казармы, школу, детский сад. Иначе говоря, сможет ли капитально отремонтированное здание котельной с новым, но морально устаревшим оборудованием вырабатывать необходимый уровень КПД?

Статистика показывает: собираемые с населения суммы за коммунальные услуги (при условии, что эти деньги будут полностью собраны), не окупят затрат на котельную даже вполовину! Здесь медвежью «услугу» оказывает тот факт, что тарифы в городке в два раза меньше среднего стандарта по Пушкинскому району. Получается, что поддерживать оборудование котельной в нормальном рабочем состоянии практически невозможно по причине огромного дефицита бюджета.

Дальше – больше. Ресурсоснабжающие организации, в частности ОАО «Пушкинская Теплосеть», на вполне законных основаниях могут отказаться от обслуживания данной котельной, что может привести к катастрофическим последствиям для софринцев. И сразу вспоминается весна 2015 года, когда в городе Пушкино на долгое время отключили котельную и большая часть жителей осталась без воды и отопления.

«Раскопают – да так и оставят!»

Именно это беспокоит жителей военного городка, наблюдающих за раскопками, развернувшимися вдоль забора, который огораживает территорию поселения.

Однако в связи с выделенными денежными инвестициями прозвучали оптимистические слова о

капитальной замене тепловой, водопроводной и канализационной инфраструктуры. Тяжёлая техника вдоль «бетонки» уже работает, но насколько это соответствует техническому заданию, которое уже согласовали и контракт на выполнение которого уже подписан? Ещё один вопрос без ответа.

Уже сейчас, на первичной стадии производства работ, реально выявить отклонения от технического задания, что, без сомнения, не пройдёт бесследно для итогового результата. Так что канализацией пахнет, а вот качеством – точно нет. Да и должного контроля за качеством работы, как утверждают софринские наблюдатели, тоже нет.

А теперь – мораль

Попросту говоря – итог вышесказанного. Спешка хороша лишь при ловле блох. Но сгодится ли она при столь ответственном мероприятии, как грамотное использование более одного миллиарда рублей, выделенного на восстановление инфраструктуры военного городка Софрино-1? Вряд ли. Поэтому было бы эффективнее не пороть горячку накануне приближающихся выборов, а продумать достойный проект, за который в дальнейшем не пришлось бы краснеть перед жителями.

Тем более что возможность такая есть: компании, обладающие производственными мощностями, готовы предоставить новое, энергетически эффективное оборудование. Но как всегда на пути возникают бюрократические проволочки: чиновники, видящие перед собой только им понятные цели, которые никоим образом не связаны с благосостоянием населения.

А что, вполне может получиться, что призывающие к «ускорению» софринской коммунальной перестройки областные чиновники и в самом деле успеют заменить всю отопительную систему Софрино к сентябрьским выборам депутатов Московской областной и Государственной Думы. А вот что будет потом? Пугает то обстоятельство, что если выделенные деньги будут потрачены неэффективно (а возможность этого вполне реальна) и замена оборудования не улучшит качество жизни в городке, то никто в этой беде не поможет ближайшие 20-30 лет как минимум.

Андрей СВЕТЁЛКИН, фото автора

Опубликовано в «Московской областной газете», № 3 от 06.04.2016 г.