Повышение уровня агрессивности в обществе – весьма тревожный симптом с точки зрения социальной антропологии

Как известно, 8 марта, на Горьковском направлении Московской железной дороги, в электропоезде, двигавшемся на перегоне между станциями Фрязево и Электроугли, произошёл инцидент с рукоприкладством, который получил широкий отклик как в средствах массовой информации, так и в социальных сетях. Что же случилось?

Утром в электричке, двигавшейся в направлении столицы, как позднее сообщали СМИ и пресс-служба Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), при проверке проездных документов на маршруте «Фрязево – Москва» кассирами-контролёрами ЦППК был выявлен безбилетный пассажир. На просьбу или приобрести билет, или покинуть электропоезд тот не реагировал. Завязалась перебранка, которую молодой человек начал снимать на планшет, находившийся у него в руках.

На просьбы контролёров прекратить запись молодой человек не реагировал и продолжал глумление в виде съёмки на планшет происходящего. Такое неуважение к находящимся при исполнении сотрудникам ЦППК, как сообщала пресс-служба ЦППК, «спровоцировало некорректное поведение контролёров-кассиров и охранников частной охранной организации “Аэрогвард”. Данный конфликт перерос в перепалку и изъятие охранниками планшета. На станции “Кусково” все участники происшествия обратились в полицию, где сотрудниками линейного отдела полиции была проведена разъяснительная беседа, а планшет возвращён молодому человеку».

Ещё позднее руководство ОАО «Центральная ППК» принесла публичные извинения пассажиру Алексею Лобанову за «вопиющее нарушение кассирами-контролёрами компании и охранниками этики работы с пассажирами». Ещё позднее было сообщено, что кассиры-контролёры, устроившие потасовку с безбилетником, были уволены.

В интервью телеканалу «Россия-24» Алексей Лобанов, 19-летний житель города Электроугли, рассказывал, как его чуть ли не взашей, с матерком да с ветерком контролёры и их помощники вытаскивали из вагона электрички. Причём, как следует из этого телесюжета, билет у Алексея как раз таки был, но он отказался его предъявлять, пока проверяющие не покажут свои документы, чем и спровоцировал агрессию. То, что такое поведение контролёров – не единичный случай, подтверждали, как это ни парадоксально, и работники железной дороги, которые тоже выступают в роли пассажиров.

Это событие можно было бы и не заметить – ведь разного рода конфликты в тех же электричках случаются, к сожалению, периодически. Но тут, с нашей точки зрения, крайне симптоматично то, с какой агрессией контролёры и охранники накинулись на посмевшего им что-то возражать парня.

Есть такая наука – социальная антропология. Ещё в советские времена понять, что представляет собой русский национальный архетип (иначе говоря, что составляет русский национальный характер), пытались отечественные социологи, среди которых была и недавно ушедшая от нас Валентина Чеснокова, выступавшая в СМИ и публиковавшая свои труды под творческим псевдонимом «Ксения Касьянова». И вот если этот, очередной, к сожалению, публичный конфликт рассмотреть с точки зрения разработок Валентины Чесноковой, картина получается тревожная.

Не исключено, что всё повышающийся уровень агрессии в российском обществе косвенно свидетельствует о приближении мощного социального взрыва. Того самого русского бунта, бессмысленного и беспощадного, от наступления которого ещё в 1836 году предостерегал в «Капитанской дочке» Александр Сергеевич Пушкин.

Но что такое – русский национальный характер и в чём он заключается? Является ли «русский бунт» одним из типичных его проявлений и почему? Наконец, почему современная российская власть практически никак не учитывает в своей политике особенности русского национального архетипа и не в этом ли заключаются причины провала попыток вестернизации российского общества, которые с конца 1980-х годов пытаются осуществить политики и общественные деятели либерального толка?

Об этом читайте в следующих номерах «Московской областной газеты».

Игорь ОСОВИН

Опубликовано в «Московской областной газете», № 2 от 23.03.2016 г.