К вопросу о живучих народных байках и одном конкретном заблуждении

Кто не слышал выражение: «Картина Репина «Приплыли»? Эта фраза, намекающая на некий конфуз, уже давно стала частью фольклора. А между тем знаменитый живописец Илья Ефимович Репин такого полотна вообще не создавал. Хотя произведение, породившее поговорку, действительно существует. Его автор – замечательный художник из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв (1837-1919).

… Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. Этакая летняя женская помывка-купание: кто-то из них ещё раздевается, кто-то уже во всей обнажённой красе заходит в воду. Но чуть поодаль в центре полотна изображены четыре оторопевших монаха в лодке, которую принесло к купальщицам коварное течение. Иноки помоложе так и застыли с вёслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли!».

«Монахи. Не туда заехали»: полотно кисти Льва Соловьёва.

«Монахи. Не туда заехали»: полотно кисти Льва Соловьёва.

Современников поражал не столько сам сюжет, сколько мастерски переданное художником изумление и первые эмоции на лицах участников этой встречи. Ещё один интересный момент в картине – двое смеющихся мальчуганов, глядящих прямо на зрителя. Благодаря их пристальным взглядам, создается впечатление, будто ты стоишь тут же, совсем рядом, на берегу. И что это вы там делаете, позвольте спросить? Такое ощущение, что мальчишки намекают: мол, чего это вы, мил человек, так заинтересовались, а? А тоже всё небось монаха из себя строите...

Этот холст, пронизанный мягким юмором, был написан Соловьёвым в 1870-х годах и носит название «Монахи. Не туда заехали» (холст, масло; 52 см. х 78,5 см.). В советское время волею судеб он оказался в музее города Сумы. Картина экспонировалась рядом с работами Ильи Репина, которые тоже сегодня имеются в собрании Сумского музея. Данное соседство и породило путаницу в «массовом сознании». Да тут ещё и ассоциация со знаменитым репинским полотном «Не ждали!».

Лев Соловьёв родился в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал ещё в детстве: ему доводилось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренёк почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет всё время что-то зарисовывал, пользуясь, за неимением красок, углём и мелом.

Лев Григорьевич Соловьёв.

Лев Григорьевич Соловьёв.

Как-то эти детские опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьёв посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников.

В Северной Пальмире Соловьёв провёл шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.

В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. А в начале 1890-х годов открыл Частные рисовальные классы, которые позже выросли в целую школу, причём уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьёва, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.

Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселёва, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.

Лев Григорьевич прожил долгую, интересную жизнь и до последних дней сохранял верность своему идеалу творца-подвижника. Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Фёдоров. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея… поставил себе целью «спасать от смерти, что можно»… Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».

Современники и искусствоведы отмечают, что особенно Льву Соловьёву удавались сюжетные картины и портреты. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Большое собрание произведений хранится в Воронежском областном художественном музее имени Крамского.

Ну, и последнее, тоже «странное сближенье». Сумской областной художественный музей (Украина), в собрании которого полотно Льва Соловьёва «Монахи. Не туда заехали» находится и по сей день, был основан в 1920 году учеником Ильи Репина Никанором Онацким (1875-1937) и сегодня носит его имя.

Елена ЧЕРНЫХ
Опубликовано в «Московской областной газете», № 6 от 18.05. 2016 г.

сапожники

Ещё один шедевр Льва Соловьёва – картина «Сапожники» (1875 г., холст, масло, 42х48,4 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Просмотров страницы: 1607