Своими впечатлениями о начале показа 6-го сезона культового сериала делится кинокритик и культуролог Юлия Штейн. Российский кинокритик и культуролог Юлия Штейн, на днях вернувшаяся из Эдинбурга, где она читала лекции по теории и истории советского кино 1920-х годов, любезно согласилась ответить на вопросы «Московской областной газеты» и поделиться своими впечатлениями от пресс-просмотра культового сериала «Игра престолов» не менее культового американского кабельного телеканала HBO.

– Юлия Марковна, вас нельзя заподозрить в некомпетентности и необразованности, и вот какой вопрос мы хотим вам задать в самом начале: как такому рафинированному интеллигенту, блестяще образованному человеку, как вы, может нравиться этот сериал, что в нём хорошего?

– В сериале достаточно точно, близко к действительности, воспроизведена атмосфера первой трети Средневековья, хотя и показывается это в жанре фэнтези, проще говоря – фантастики, вымысла. В сериале нет плохих или однозначно хороших героев – каждый может быть и прекрасным принцем на белом коне...

Мелиссандра

Похоже, что леди Мелиссандра что-то скрывает о происхождении Джона Сноу

– Юлия Марковна, в сериале нет принцев на белых конях!

– В прямом – да, а в переносном – безусловно есть! Так вот, один и тот же персонаж может извращенцем, занимающимся инцестом с родной сестрой, но при этом проявляет благородные чувства человека, однорукого, спасающего чуждую ему леди Бриенну Тартскую, брошенную в поганую яму на растерзание медведю.

– Пусть так, но что в этом привлекательного-то?

– Охотно поясню. Мы видим, как самовлюблённый, самодостаточный, жестокий Джейме Ланнистер проявляет нотки неизбывного благородства, человечности, которым не могут не симпатизировать зрители. Это, если хотите, рассказ об эволюции человеческой души и становлении твёрдого характера, или, говоря другими словами, наглядная демонстрация положительного жизненного примера – того, чему всегда учило мировое искусство и того, что так сегодня не хватает современной молодёжи. Вам этого мало для объяснения причин привлекательности «Игры престолов»?

– Хорошо, зайдём с другой стороны. Многие ведущие мировые кинокритики, ваши коллеги, буквально в пух и прах разнесли этот сериал именно из-за чрезмерного обилия в нём откровенно порнографических сцен, а то и показа сексуальных извращений, культа жестокости и садизма, а вы «Игру престола» хвалите...

– Вы абсолютно правы, коллега, но лишь отчасти. Мы можем восторгаться умом карлика Тириона, этого вечно пьяненького пройдохи, виртуозно выкручивающегося из любых ситуаций и отменного, говоря современным языком, специалиста по троллингу, а ещё и большого бабника. Да, мы можем ненавидеть юного извращенца Джоффри Баратеона – трусливого маленького мерзавца, который буквально «прётся» и «тащится» от собственного садизма. Но вы хотите, что мы должны ненавидеть также милейшего Джона Сноу, которого взяли и самым зверским образом убили в последней серии 5-го сезона? Далее. Когда на сериал обрушился, как вы заметили, вал злобной критики, тональность его изменилась. И что в итоге? Была потеряна зрелищность, накал, динамизм, экшн, а, следовательно, и денежки продюсеров. И теперь, не успев толком ещё отойти от просмотра долгожданной первой серии 6-го сезона, которая была показана каналом HBO 24 апреля 2016 года, после массы интриг и недосказанностей в сюжетных линиях предыдущих сезонов, что же мы видим?

– Что мы видим?

Дейнерис Таргариен

Дейнерис снова оказывается в плену у дотракийцев

– А видим мы, друзья, по сути, возврат к тому, с чего создатели сериала и начали – возврату к культа насилия, за который сериал столь ругали. Забегая вперед, скажу – Джона Сноу всё-таки убили, несмотря на возмущения и протест многих фанатов, однако нужно относиться по-философски и уже давно привыкнуть к тому, что в этом сериале нет главных персонажей и, боюсь, что к концу сериала не останется никого.

– А вот наши читатели, Юлия Марковна, спрашивают – кого бы в этом сериале смог сыграть Сергей Безруков?

– Хороший вопрос! Думаю, Сергей Безруков смог бы сыграть всех сразу, он же такой Многоликий.

– Но давайте вернёмся к первой серии 6-го сезона. Она, согласитесь, является несколько необычной в том плане, что Джордж Мартин практически не принимал участия в написании сценария этой части сериала. А его много раз обещанная книга по-прежнему находится в авторской разработке. Следовательно, сценарная линия 6-го сезона будет развиваться уже не на книжной основе. Нас интересует вот что: что именно вам показалось необычным, выбивающимся за рамки того, что мы видели в предыдущих частях «Игры престолов»?

– Отличный вопрос! В первой же серии мне, как, уверенна, и многим другим внимательным зрителям в глаза сразу же бросилось несколько киноляпов. Например, Мелиссандра снимает свой пульсирующий красным кулон и превращается в мерзкую, отвратительного вида старуху. А вот в предыдущих сериях с ней после снятия этого же самого кулона почему-то не случалось! И примеров таких ляпов только в первой серии можно найти не один и не два.

Могу навести читателей вашей газеты на одну интересную мысль: Красная женщина, скорее всего, не совсем та, за кого себя выдаёт, а её возраст измеряется сотнями лет. Именно этим можно объяснить её удивительные способности вызывать тени, которые убивают. Стоит обратить внимание на ещё одну её характеристику – Красная женщина всегда очень точно предсказывает события. На мысль о том, что Красная женщина не та, как её видят окружающие, нас наталкивает образ той самой древней старухи, в которую она превращается, сняв с выи свой кулон.

И, к моему большому сожалению и разочарованию, Джон Сноу на этот раз, кажется, умер окончательно и более в сериале мы его не увидим, что довольно странно, так как в книге он пока что ещё жив и невредим.

Джон Сноу

Джон Сноу умер, и на этот раз основательно

– Юлия Марковна, как, с вашей точки зрения, будет развиваться события в этом столь полюбившемся российскому зрителю сериале?

– Ну, пока что мы видим следующее: первая серия 6-го сезона вполне соответствует уже написанным главам книг Джорджа Мартина. Другой вопрос, что какие-то из этих эпизодов не были включены в сериал. И вот тут-то, на этой самой развилке, мы начинаем наблюдать новое развитие сценарной линии – уже от сценаристов HBO. Например, в книге Мартина Ария Старк осталась в Браавосе на обучении, в то время как в фильме это не показано.

Интересно, куда заведут создателей сериала сюжетная линия Санса-Теон-Бриенна, вроде как пока их убивать не собираются? По линии развития сюжета первой серии 6-го сезона мы видим неизбежность столкновения между Арией и Джейме (не только Ланистеры платят всегда по счетам – в какой-то степени это можно отнести и к роду Старков): то, что оно состоится – сомнений не оставляет, но вот кто из них останется в живых? Дейнерис в последних сериях не проявляла особой активности, окончательно запутавшись в своих воздыхателях, и сейчас вообще отправляется в неопределённую ссылку, а Серсея, судя по всему, готовит страшную месть за гибель своего ребёнка. А ещё мы надеемся увидеть повзрослевших и выросших драконов уже в ближайших сериях. Напомню, что совсем скоро, 1 мая, состоится показ следующей серии 6-го сезона.

– И последний вопрос. Судя по всему, сценарии 6-го сезона всё-таки будут писать сценаристы HBO. Как вы считаете, в худшую или в лучшую сторону это отразится как на качестве сериала, так и на книжном продолжении всей этой истории, которую Джордж Мартин, наверное, когда-нибудь всё-таки допишет?

– Начну с последнего. Мартин, с моей точки зрения, легко мог бы сыграть любого из персонажей «Игры престолов» (кроме, разве что Джона Сноу). Я имею в виду то, что такого неблагодарного и наплевательского отношения к многочисленной армии фанатов столь популярного сериала со стороны автора текста я в жизни своей не встречала. Не надо, понимаете ли, изображать из себя императора Диоклетиана и делать вид, что кроме выращивания капусты важнее дела на земле для тебя нет. Как говорится, не плюй в колодец, как бы из него маятник Фуко не вылетел!

А насчёт того хуже или лучше будут писать сценаристы HBO... Не могу раскрывать вам то, что мне известно. Могу лишь сказать, что драматизма и напряжения, неожиданных поворотов и сцен забойного общенародного секса в 6-ом сезоне будет немало. Продюсеры фильма, с моей точки зрения, верно уловили потребность современного зрителя именно в таком сериале и умело корректируют сюжетные повороты и напряжённость в развитии действия.

– Но, всё-таки, в чём же заключается эта потребность, что так привлекает миллионов и миллионов зрителей в этом сериале?

– Судите сами, ничего общего с современной жизнью в нём нет, однако популярность «Игры престолов» невероятна! Почему же, чёрт побери?! А потому, что в героях «Игры престолов» современные телезрители, эта армия диванных специалистов по всем мыслимым и немыслимым вопросам, скучающие от собственного пресыщения жизнью, по сути, наблюдают самих себя. Я, например, подозреваю, что фанатичный интерес к этому сериалу могут испытывать только люди с явными душевными и психологическими изъянами. Иосиф Сталин в своё время верно заметил, что за века цивилизационного процесса человечество, безусловно, поумнело, но не стало лучше. К тому, что мы видим по обе стороны экрана сериала «Игра престолов» это относится в полной мере!

– Большое спасибо, Юлия Марковна, за интересный и содержательный рассказ, а с нашей стороны позвольте пожелать вам дальнейших успехов в вашей повседневной работе на благо Великой России!

Беседовали Павел КОВАЛЕНКО и Игорь ОСОВИН