Перенимая иностранный опыт, «Единая Россия» повторяет и чужие ошибки вместо того, чтобы их учесть.

Сегодня лидеры «Единой России» всё чаще и всё настойчивее говорят о том, что институт предварительного голосования от «ЕР» не грех бы перенять и другим политическим партиям Российской Федерации, сделав его, таким образом, обязательным элементом избирательного процесса. Но откуда пошла сама история праймериз? А это весьма интересная и очень поучительная история!

Будем называть вещи своими именами: идею праймериз «Единая Россия» использовала для исключительно утилитарных целей – поднятия собственного падающего рейтинга. Но поступает с этим инструментом «партия власти» так же неумело, как шустрый, вороватый, но весьма недалёкий зверёк, описанный Иваном Андреевичем Крыловым в известной басне «Мартышка и очки».

Праймериз с точки зрения теории
Сама идея предварительного голосования пришла в политическую культуру России из Соединённых Штатов Америки, где она зародилась ещё в XIX веке. Смысл праймериз («primary elections» – предварительные выборы, или «primaries» – первичные выборы) заключается в выборе наиболее проходного, привлекательного для избирателей кандидата от той или иной партии на ту или иную выборную должность, вплоть до должности Президента США.
Логика в этом, безусловно, есть: чтобы кандидаты от одной политической партии, выдвинувшись на выборы толпой, не отобрали друг у друга голоса на главных выборах и не дали одержать победу представителю конкурирующей политической силы.
В России, да и во многих других странах, более известны и популярны именно президентские праймериз США. А сегодняшние предварительные выборы кандидата в президенты Соединённых Штатов преследуют (во всяком случае, с формальной точки зрения) ту же цель: так как предпочтения сторонников ведущих политических партий США во многом близки, «республиканцам» и «демократам» необходимо найти наиболее сильного, проходного кандидата в президенты.

В теории всё выглядит просто замечательно. Но так ли это на самом деле?

Есть старое правило: хочешь понять нечто – узнай, как оно создавалось. Вот это правило и возьмём на вооружение.

Революционные новшества Анти-масонской партии

История первых американских праймериз вроде бы не имеет никакого отношения к праймериз «едроссов» 2016 года, но это только на первый взгляд. Как это ни парадоксально, сегодня «Единая Россия» повторяет негативный исторический опыт, преодолённый в своё время в США.

В СМИ часто можно встретить упоминания о том, что впервые праймериз в США были проведены ещё в 1842 году. Это не совсем так. Впервые праймериз в США провела так называемая Антимасонская партия, некогда, с 1828 и до 1840 года, бывшая весьма мощной политической силой в Соединённых Штатах и на обломках которой позднее была создана нынешняя Республиканская партия.

Документы Антимасонской партии.

Так вот, собравшись в декабре 1831 года в Балтиморе, члены Антимасонской партии выбрали кандидата на президентские выборы 1832 года. Такое случилось впервые в политической истории США, чтобы кандидат на должность президента был избран партийной конференцией, а не как раньше – узким кругом авторитетных конгрессменов-членов партии. Именно Антимасонская партия ввела в политический обиход воистину революционные традиции, которые успешно дожили до наших дней: выбор кандидата (и не только в президенты) именно на партийном съезде, составление предвыборной программы кандидата и т.п.

Антимасонская партия была для своего времени весьма знаковой организацией. Причём, как и сегодня «Единая Россия» в нашей стране, она тогда, более 150 лет назад, на другом конце Земли тоже боролась с ветряными мельницами в лице масонской опасности. Не углубляясь в излишнюю детализацию, стоит сказать, что период после окончания наполеоновских войн в Европе ознаменовался массовым оттоком европейцев в обетованные американские земли, пик которого пришёлся на 1840-1850-е годы, когда после подавления революций 1848 года в ряде европейских стран и серии неурожайных годов в Ирландии в США прибыло рекордное количество иммигрантов – более 1,4 млн. человек.

Надо сказать, что новации, предложенные Антимасонской партией, в политической традиции США прижились далеко не сразу, а вскоре, к середине 1830-х годов, активность Антимасонской партии сильно снизилась и она фактически прекратила свою деятельность, так и не осуществив своей заветной мечты: выдворить из Белого дома Президента Эндрю Джексона, принадлежность которого к масонству не вызывала никаких сомнений. 

Уильям Вирт (William Wirt; 1772-1834).
В декабре 1831 года в Балтиморе на своём съезде члены Антимасонской партии выбрали кандидата на президентские выборы 1832 года: такое случилось впервые в политической истории США! Им стал Уильям Вирт (William Wirt; 1772-1834), ставший девятым в истории США Генеральным прокурором и занимавший этот пост с ноября 1817-го по март 1829 года (кстати, его 12-летний рекордный срок пребывания на должности генпрокурора в США ещё никто не побил). Президентские выборы выиграл Эндрю Джексон, Вирт занял 4-ое место. Портрет Уильяма Вирта кисти Генри Инмана (Henry Inman), написан в 1820-х годах.

«Понаехали»: иммигранты-католики как угроза американской нации

Значительная часть американских обывателей и общественно-политических деятелей воспринимала иммигрантов очень настороженно. Ведь основная масса «понаехавших» были католиками, в то время как государство США было создано в основном протестантами. Сегодня это мало кто знает, кроме историков, культурологов да разве что конспирологов, а ведь тогда, в середине XIX века, главными подозреваемыми в стремлении нанести ущерб Соединённым Штатам были именно белые иммигранты-католики. Почему именно они? Дело в том, что иммигранты в основной своей массе были бедными и неграмотными беженцами из Ирландии, многочисленных княжеств и карликовых государств, позднее объединившихся в Германию, Польшу, Италию и другие страны Европы. Именно тогда католицизм у многих коренных американцев стал вызывать раздражение и даже считаться опасным. Считалось, что католики вполне могут быть своего рода «армией вторжения», орудием в чужих руках.

На эту тему тогда в США выходило немало книг, одна из которых, к примеру, была опубликована в 1835 году и называлась «Зарубежные заговоры против свободы Соединённых Штатов». Автором антикатолического труда был Сэмюэль Морзе (1791 – 1872) – составитель ныне известной азбуки, получившей его имя. В книге Морзе развивал мысль о том, что существует глобальный австро-иезуитский заговор с целью создания для Папы Римского королевства посредине Североамериканского континента. Как вариант этой версии теории заговора против США озвучивался и другой сценарий: отторгнутые у США с помощью происков Австрии земли будут названы Североамериканской империей, а возглавит её представитель династии Габсбургов.

Это конспирологическое направление, надо сказать, пользовалось в США большой популярностью и позднее. К примеру, в 1885 году преподобный Эдвард Бичер (брат писательницы и общественной активистки Гарриет Бичер-Стоу, известной в России своим романом «Хижина дяди Тома») в продолжение разоблачений козней католицизма опубликовал книгу «Разоблачённый папский заговор». Надо сказать, что изложенные в ней идеи, схожие с теми, что полувеком ранее озвучил Сэмуэль Морзе, были весьма востребованы!

«Понаехали-2»: «Кругом одни масоны!»

Второй мишенью для нападок американских патриотов в те годы являлись масоны. И если в католической Европе масоны воспринимались как разрушители старого мирового порядка, организаторы Французской революции 1789 года, то в США их деятельность виделась несколько иначе. Масоны имели репутацию сторонников идей элитарности, защитников привилегий знати, что в сочетании со скрытностью масонов, их стремлением особо «не светиться» на публике явно противоречило духу равенства и свободы новой американской республики.

И тут надо понимать коренное отличие Французской революции 1879 года от Американской 1776 года (и последовавшей вооружённой борьбы за независимость новопровозглашённых США от Англии). Американские революционеры хотели убрать подчинение английскому монарху, наследственную аристократию, право перворождения и прочие монархические «неудобства» как мешавшие им юридические надстройки. Если французские революционеры и их идеологи боролись за коренное переустройство общественно-политического строя, то их американские коллеги в принципе были всем довольны и лишь страстно желали в ходе войны за независимость сохранить свою религию (протестантизм) и, главное,  собственность.

Если перекинуть мост из США той эпохи в Россию наших дней, мы обнаружим много общего. Сегодня записные патриоты из «Единой России», без особых проблем находя врагов и подозрительных политических элементов внутри страны, сами-то, по большому счёту, менять ничего не хотят, желая в неприкосновенности сохранить свою «религию» (в нашем случае – власть) и, конечно же, собственность, деньги.

О роли масонства в истории США можно говорить долго. Мы же ограничимся тем, что масоны и в самом деле имели большое объединительное значение в становлении США как нового независимого государства. По сути, как считают многие исследователи, Соединённые Штаты и явились практическим воплощением масонского проекта по созданию государства нового типа, и, таким образом, подрывать его изнутри у масонов не было никакого резона. Другое дело, что в Европе как до Французской революции, так и после окончания эпохи наполеоновских войн масонство воспринималось крайне негативно и именно масоны вкупе с представителями еврейской нации обвинялись в многочисленных книгах, статьях и памфлетах во всех бедах Старого Света.

Постреволюционные антимасонские настроения хлынули из Европы в США и с новой силой закипели там в 1820-х годах. Несмотря на многочисленные нападки, которых масонство удостаивалось в Новом Свете и ранее, оно не подвергалось сколь-нибудь серьёзному политическому давлению вплоть до 1828 года, когда появилась Антимасонская партия – политическая организация, которая, по мнению ряда исследователей, едва не уничтожила масонство в США. То самое масонство, которому Соединённые Штаты во многом и были обязаны своей независимостью и государственной идеей.

Итоги президентских выюоров в США 1832 года.

Праймериз-наследие Антимасонской партии

Приложили ли президент Джексон и его сподвижники-масоны руку к ликвидации Антимасонской партии – это тема для отдельного исследования, но фактом является то, что революционные идеи Антимасонской партии с проведением праймериз на долгие годы оказались фактически выхолощены.

Нет, партийные съезды с проведением праймериз, конечно же, проходили, но в ходе этих мероприятий процесс выдвижения кандидатов на те или иные выборные должности реально контролировала партийная номенклатура, а не рядовые члены партии. То же самое, что мы сегодня видим и с праймериз «Единой России», когда реальные кандидаты определяются с помощью кулуарных переговоров.

Возврат к идеям Антимасонской партии произошёл более чем 50 лет спустя, в начале ХХ века, когда экономические и социально-политические изменения в жизни США сформировали запрос на расширение демократии и реформу избирательной системы. Как известно, первым штатом, принявшим в 1903 году закон об обязательности проведения праймериз, стал Висконсин. Затем начали подтягиваться и остальные, а к президентским выборам 1916 года система праймериз применялась уже в 25 штатах США из 48.

В послевоенное время праймериз в США являлись частью политической системы, но далеко не все кандидаты (в том числе на должность Президента США) считали обязательным для себя участие в них. Чаще кандидаты в президенты предпочитали заручиться поддержкой партийной номенклатуры, без выхода в дебаты на праймериз. Кардинальным образом ситуация изменилась лишь к концу 1960-х годов, когда участие в праймериз стало обязательным элементом отбора кандидатов от той или иной партии на те или иные выборные должности. Значение праймериз с годами всё увеличивалось, и теперь кандидаты на пост Президента США определяются в американских партиях на основе первичных выборов, то есть задолго до проведения их национальных съездов, где этот выбор обретает статус официального решения партии.

Невыученные уроки «единороссов»

Уроков из этой истории можно вынести как минимум три. Первый заключается в том, что те или иные элементы политической системы (пресловутые праймериз – из их числа) появляются не по воле того или иного партийного функционера, нет. Они вырабатываются годами и десятилетиями при условии эволюционного, а не революционного развития общества, чего России в последнее столетие так не хватало. От того, что «единороссы» сегодня и сами проводят то, что они называют праймериз, и другие партии хотят обязать делать то же, демократии и порядка в стране не прибавится.

Второй урок заключается в том, что Антимасонская партия, выдвинув передовые для своего времени правила определения лучших из лучших кандидатов на выборах, увлеклась борьбой не за, а против, найдя внутреннего врага в лице масонов, которые на эту роль совершенно не годились, Антимасонская партия утратила влияние, а затем, надо полагать, не без участия мощного американского масонства и вовсе прекратила своё существование. Этот урок «Единой России» тоже было бы неплохо применить к своей повседневной практике.

Элементы политической системы (те же праймериз) появляются не по воле того или иного партийного функционера, а вырабатываются десятилетиями при условии эволюционного развития общества, чего России в последнее столетие так не хватало

Наконец, перенося чужой политический опыт на российскую почву, надо чётко понимать, что именно ты перенимаешь. В случае с праймериз «единороссы» и в самом деле напоминают героев многочисленных басен Ивана Крылова, в том числе и знаменитый звериный квартет с финальным невесёлым для них резюме: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!».

Почему? Да потому, что «единороссовские» предварительные выборы – это не праймериз в их классическом американском виде, а скорее другая модель организации первичных выборов – кокус.

Игорь ОСОВИН

Опубликовано в «Московской областной газете», № 5 от 05.05. 2016 г.